
В преддверии Дня Победы, праздника, к которому я отношусь весьма трепетно (дед и бабушка были фронтовиками, прошли всю войну и я выросла на их историях и их жизни), случайно произошла вспышка в памяти! :)
Вспомнила рассказ, который читала когда-то в детском журнале "Юный натуралист". Нашла его в сети и с радостью делюсь им с вами!!!
В октябре сорок первого наша зенитная батарея охраняла небо Ленинграда. Воздушные тревоги изматывали бойцов, держали в постоянном напряжении. Солдаты от усталости засыпали на ходу, поэтому иногда допускали ошибки при отражении атак вражеской авиации.
Но вскоре сражаться стало гораздо легче.
Однажды из командировки в осажденный Ленинград вернулся старшина Иван Иванович. Он вытащил из-за пазухи какое-то существо, которое при ближайшем рассмотрении оказалось рыжим, исключительно худым и злым котом блокадного, голодного и холодного города. Трудно понять, почему наш ворчливый и вечно всем недовольный, но в общем справедливый старшина решил взять на батарею такого непривлекательного кота. Скорее всего хозяева кота погибли, и тот оказался без надежного пристанища. Видимо, Иван Иванович пожалел его.
Кот прижился на батарее, быстро отъелся и получил традиционную русскую кличку Васька.
Вскоре все на батарее обратили внимание на одну его особенность. Задолго до появления немецких самолетов кот настораживался, прекращал все свои занятия, поворачивал правое ухо в сторону приближающейся угрозы и не мог никак успокоиться. Если вражеский самолет летел прямо на батарею, кот мгновенно куда-то исчезал и появлялся только после отбоя воздушной тревоги. На наши же самолеты кот совсем не реагировал. Видимо, условия осажденного города привили коту обостренное чувство внимания, выработали своеобразный рефлекс на звук фашистских самолетов. Их появление всегда означало бомбежки, грохот, взрывы.
Такое поведение Васьки быстро научились использовать солдаты и офицеры батареи. После нескольких удачно отраженных атак вражеской авиации кот был признан полноправным бойцом и заслуженно поставлен на довольствие. Для наблюдения за ним назначили солдата, в обязанности которого входило тотчас сообщать командиру, когда кот начинал нервничать, и указывать направление поворота его правого уха.
И Васька по праву заслужил такое отношение. Гораздо раньше звукоулавливателей оповещал нас о приближении вражеских самолетов четвероногий и лохматый рыжий «слухач».
К весне 1944 года Васька превратился в огромного, сытого кота, про которого на фронте рассказывали легенды и которого не раз другие командиры зенитных батарей выпрашивали в подарок. Немало подвигов числилось на его боевом счету. Вот один из них.
После прорыва блокады наша зенитная батарея прикрывала наступающие войска в районе Луги. Наша авиация уже полностью господствовала в воздухе, и кот Васька практически потерял работу. Мы едва поспевали за пехотой и однажды оказались на опушке небольшого леса на неподготовленных позициях. Неожиданно кто-то из солдат поднял тревогу и доложил, что кот Васька «нервничает», при этом показав направление поворота его правого уха. Прозвучал сигнал воздушной тревоги, стволы зениток развернулись в ту точку. Через несколько минут над лесом на небольшой высоте показался наш «ястребок», в хвост которому заходил немецкий «мессер». Первым же залпом фашист был сбит.
Прошло несколько дней. Вдруг на батарее появился молодой летчик. В штабе фронта он узнал, что мы спасли ему жизнь, и приехал отблагодарить за это. Ему тут же показали Ваську и подробно рассказали, как все получилось. Летчик сначала не поверил и решил, что его разыгрывают, а потом стал от души хохотать, глядя на толстого рыжего кота, в котором никто бы теперь не смог узнать былого рыжего «слухача». Он долго гладил лежащего на коленях кота, а потом уехал. Через несколько дней на батарею прибыл посыльный от летчика и в награду за хорошую службу передал Ваське несколько килограммов свиной печенки.
Пришел радостный День Победы, наступила пора демобилизации. Настал черед и Ивана Ивановича. За час до отъезда в его старой солдатской котомке по-хозяйски расположился и рыжий «слухач». Каждый из нас желал старому солдату счастья и удачи в мирной гражданской жизни, а коту Ваське забыть свою воинскую профессию и делать то, что делают все коты в мире — ловить мышей.
Последние комментарии